Как обеспечить объективность аудиторов? Гарантии объективности в среде проведения аудита и в органах по сертификации
Органу по сертификации необходимо обеспечить меры, которые позволят смягчить или исключить угрозы для объективности аудиторов, проводящих проверку на соответствие стандарту ИСО 9001:2008 и другим стандартам. К таким мерам относятся ограничения, запреты, раскрытие сведений, процедуры, практики, политика, правила, стандарты, условия окружающей среды и установленные мероприятия. Для обеспечение непрерывной актуальности их необходимо регулярно просматривать.
К мерам гарантии в среде проведения аудита можно отнести следующие:
- Значимость центров по сертификации и отдельных аудиторов обычно накладывается на их репутацию.
- Наличие аккредитационных программ органов по сертификации, дающих оценку соответствия всей компании профессиональным стандартам и регуляторным требованиям относительно объективности.
- Общий контроль соответствия критериям объективности со стороны комитетов центров по сертификации и структур управления (правления директоров и других).
- Другие аспекты корпоративного управления, включая культуру центров по сертификации, которая поддерживает процесс сертификации и объективность аудиторов.
- Увеличение числа санкций и вероятность подобных действий со стороны аккредитационных органов и др.
- Стандарты, кодексы и правила профессионального поведения аудиторов.
- Юридическая ответственность органов по сертификации.
К мерам гарантии, существующим и практикующимся непосредственно в органах по сертификации как компонент СМ, относятся:
- Поддержание соответствующей культуры в центре по сертификации. Культура должна подчёркивать важность высокого качества проверок и объективности аудитора, а также ожидание того, что аудиторы не станут действовать в узких интересах.
- Сохранение профессиональной среды и культуры в центре по сертификации, которые поддерживали бы поведение всех сотрудников согласно требованиям объективности аудитора.
- Политика приема на работу, а также учебы, удержания, продвижения и поощрения, практики и процедуры – всё, что подчёркивает важность объективности аудитора, – вызываемые различными обстоятельствами потенциальные угрозы, с которыми аудиторы могут столкнуться в центрах по сертификации.
- Системы менеджмента, в которые включены процедуры, политики и практики, напрямую связанные с поддержанием объективности проверяющего.
- Прочие процедуры, политика и практики, касающиеся внутреннего аудита, ротации персонала и требований к внутренним консультациям по техническим вопросам.
- Необходимость для аудиторов оценивать свою объективность относительно конкретных клиентов после рассмотрения мер гарантии на месте для уменьшения или исключения потенциальных угроз.