Деньги и Вклады
Бизнес и Идеи
Компании и Люди
Опыт и Советы
Отдых и Туризм
Статус и Стиль
Главная » Компании и Люди » Google: Корпорация бесконечных возможностей

Google: Корпорация бесконечных возможностей

Американскую компанию Google сейчас многие называют «корпорацией не от мира ceгo» а ее владельцев — неправильными миллиардерами. И дело прежде всего в том, что Google не подстраивается под рынок или под инвесторов, а заставляет их подстроиться под себя.

Google

На сегодняшний день просто сказать что Google — гигант информационных технологий, это все равно что не сказать о нем ничего. Google — это самый лучший поисковый сервер в мире, в индексе которого хранится более трех миллиардов документов. Он переведен на 26 языков. Крупнейшие порталы во всем мире выбрали Google в качестве поискового инструмента. Кроме того, корпорация без устали продолжает набирать очки на рынке. В списке 100 самых дорогих брендов за 2007 год Google вышел на первое место, опередив при этом другую империю высоких технологий — Microsoft, а журнал Forbes назвал отцов-основателей Google Сергея Брина и Ларри Пейджа самыми влиятельными персонами «всемирной паутины». И это все притом, что с момента создания корпорации прошло всего лишь без малого десять лет.

РОЖДЕНИЕ

«Родители» Googla Сергей Брин и Ларри Пейдж встретились в самом престижном «компьютерном вузе» США — Стэндфордском университете. Особой дружбы между ними никогда не было. Скорее наоборот, они ругались по каждому поводу. Но, как известно, противоположности притягиваются, и спустя какое-то время Сергей и Ларри не могли шагу ступить друг без друга.
Научные работы обоих приятелей касались поиска информации в миллионах документов, размещенных в сети Интернет. Свою первую работающую программу Сергей создал и запустил еще в 1994 году. Она автоматически вела поиск по сайту… «Плейбой», где находила новые картинки и закачивала их в компьютер Брина.

Но по-настоящему поисковая страничка заработала осенью 1996 года на сайте Стэнфордского университета. За более чем скромным оформлением и названием BackRub стояла научная работа аспирантов Сергея Брина и Ларри Пейджа. А необходимый для работы поисковика сервер с винчестерами общим объемом 1 терабайт (1024 гигабайта) располагался прямо в комнате Брина в университетском общежитии. В основе BackRub лежала принципиально новая система интернет-поиска, когда все многочисленные, найденные по запросу страницы сортировались по числу ссылающихся на них других страниц. Таким образом, наверху оказывались самые востребованные документы.

larry-page-sergey-brin

Поиск оказался настолько удобным, что скоро к нему стали обращаться люди далеко за пределами университетского городка. К лету 1998 года к BackRub ежедневно обращалось около 10 тыс. посетителей. В Стэнфорде заволновались — сервис начал пожирать чуть ли не половину всего университетского интернет-трафика. А тут еще прибавились обвинения в компьютерном хулиганстве. Дело в том, что поисковик не обращал внимания на ограничения доступа к университетским документам «для служебного пользования», открывая их для всех. Это уже было слишком для дирекции университета. И BackRub, переставший быть чисто научным проектом, пригрозили закрыть. «в какой-то момент мне пришлось делать выбор: начинать свое дело или продолжать учебу», — говорил потом об этом Сергей Брин. Сделать выбор ему совершенно неожиданно помог один из основателей Sun Microsystems Энди Бехтольшайм, которому Брин и Пейдж решили продать свою программу. «Это очень интересно, — прервал его Энди, когда Сергей начал демонстрировать ему возможности своего поисковика, — но я очень спешу. Как, вы говорите, называется ваша компания?» И достал чековую книжку. Через несколько минут ошарашенный Брин остался один на один с чеком в 100 тысяч долларов на имя несуществующей еще компании Google Incorporated.

Чтобы получить деньги, компанию Google надо было срочно создать. Теперь выбор между наукой и бизнесом был прост. Брин и Пейдж написали заявления на академический отпуск и сели обзванивать своих родных и друзей. Через неделю, 7 сентября 1998 года Google Inc. была зарегистрирована с капиталом в 1 миллион долларов. Уже через неделю после этого события друзья перебрались в свой первый съемный офис. Он располагался в гараже их общего друга.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Итак, почему все же Google? Что означает это странное слово? В пресс-службе компании говорят, что Google — это сокращенное от googol. Этот термин придумал девятилетний мальчик по имени Милтон Сирота, именно так решив обозначить число со ста нулями. Название Google отражает, по словам авторов, цель компании организовать «бесконечность» информации в Интернете.

Тем временем компания начала делать свои первые шаги. Брин и Пейдж наняли на работу своего первого сотрудника — Грэга Силверстайна.

Все собранные деньги шли на развитие бизнеса и почти ничего — на рекламу. Но все равно в начале 1999 года о новом удачном поиске написали все крупнейшие газеты США, а число посетителей самого быстрого поисковика многократно выросло. К слову, поиск в Goog!e вели не несколько мощных серверов, а несколько тысяч простых настольных компьютеров. В каком-то смысле они следовали рецепту из известного комсомольского хита: «Готовься к великой цели, а слава тебя найдет». Не гонялись за рекламой, не транжирили заработанное. Каждый доллар шел на совершенствование системы. Задача ставилась амбициозная: потребитель должен обнаружить в море информации именно то, что он ищет, а не то, что ему хотят предложить владельцы сетевых порталов. В 1999 году крупнейшие американские медиабренды обратили внимание на аномально высокий прирост числа пользователей Google. Вскоре в проект начали ломиться рекламодатели. Но Брин считал, что главный бизнес Google — его пользователи. В первые годы работы поисковая система Брина вообще не была завязана на рекламоносители. Только информация! Но жизнь расставила все по своим местам: для развития бизнеса Google был вынужден скрепя сердце обратить внимание на рекламодателя, естественно, обыграв это «по-гугловски». Партнер Брина объяснил этот компромисс так: «Знакомясь с девушками, Сергей говорил: «Привет, я президент интернет-компании, которая теряет деньги». Разумеется, девушки уклонялись от второго свидания». Впрочем, все оказалось не так страшно. Реклама, если ей в результате поиска отвести правильное место, на самом деле может быть полезной и востребованной. И вскоре в правой колонке гуrловского «окна» стали всплывать рекламные объявления, связанные с ключевыми словами поиска. Простецкий ход, позволивший отделить «мух от котлет», привеп к такому сумасшедшему успеху, какого компьютерный мир еще не знап. Корпорация начала стремительно расти.

А НАМ МОРЕ ПО КОЛЕНО, А НАМ ГОРЫ ПО ПЛЕЧУ

Кто-то удачно пошутил, заметив, что если через Google провести поиск по фразе «more evil than Satan» («больше зла, чем сатана»), то в ответе на запрос на первом месте окажется сайт компании Мicrоsоft, а на третьем — Disnеу. Брин объяснял, что результат этот вполне закономерен: пользователи интернета часто упоминали слово «зло» рядом с «Майкрософт», а Google лишь правильно оценивал популярность. Тем не менее, об этом опять написали почти все общенациональные газеты. И поиск по фразе «more evil than Satan» на несколько недель стал в Google самым популярным. Более популярным, чем «sex».

В августе 2004 года, когда Google выходила на фондовый рынок, были раскрыты результаты ее прошлой финансовой деятельности. Оказывается, уже через три года после создания — чрезвычайно редкое в сетевом бизнесе явление: Google вышла на прибыльнасть. Скромные 7 миплионов долларов прибыли были зафиксированы в 2001 году. В следующем цифра составила 100 миллионов, а в 2004 году — уже 399 миллионов допларов. Вскоре английский язык обогатился новыми словечками. Кроме выражения to google — «заниматься поиском в Интернете» — появилось еще одно. Его можно перевести, как «делать Google» — добиваться коммерческого успеха без какого-либо бизнес-плана и рыночной стратегии.

Выставленные на торги по 85 долларов за штуку акции Google уже в первый день стали дороже сотни. Сейчас рыночная стоимость ценной бумаги превышает 500 долларов. По капитапизации Google по итогам 2006 года скакнул на третье место в США, значительно превысив отметку в 100 миллиардов долларов и пропусти в вперед только Мicrosoft и Wal-Mart. Но уже спустя год этот недостаток был устранен. По итогам 2007 года корпорация Google стоит впереди своих прошлогодних конкурентов, а ее рыночная капитализация достигает отметки 150 миллиардов долларов.

ИНВЕСТИЦИИ

Сейчас корпорация Google занимается новыми проектами, направленными на всестороннее развитие Всемирной паутины. К примеру, Google готова инвестировать миллиарды долларов в мобильные технологии. Исполнительный директор интернет-компании Google Эрик Шмидт выступил с сообщением в рамках Всемирного экономического форума в Давосе. По его мнению, в ближайшие несколько лет состоится рождение нового поколения мобильного Internet и принципиально новой рекламы, которая будет основана на определении местоположения пользователя и подачи максимально релевантного контента. Шмидт предположил, что такая реклама должна произвести настоящую революцию в применении мобильных устройств и беспроводного доступа в глобальную сеть. «Это будет вторым рождением Internet и новым созданием истории индивидуальных вычислительных устройств. Сейчас мы находимся на пороге данных событий. Скорее всего, такие сервисы начнут возникать уже в будущем году», — сказал Шмидт. Сегодняшние оценки, даваемые аналитиками в отношении развития рынка мобильного Internet, слишком скромны, полагает CEO Google. В качестве опорной цифры он взял 1 миллиард долларов рекламной выручки (согласно данным Forrester Research), который получат рекламные площадки к 2012 году. Шмидт подчеркнул, что его слова, касающиеся развития мобильного Intеrnеt, — это не пустые речи, так как и участие Google в аукционе на радиочастоты в США, и создаваемая мобильная платформа Google Аndroid направлены на дело стратегически важных позиций на пока еще не родившемся рынке. Судя по его словам, Google готова сейчас инвестировать миллиарды долларов в радиочастоты и мобильные разработки, поскольку компания уверена в дальнейшей окупаемости данных средств.

По словам Брина, у него есть и другие проекты, сулящие прорывы в деле освоения накопленной человечеством информации. О подробностях он не распространяется, отделываясь шуткой: «Пусть лучше конкуренты думают, что мы растеряны, нежели будут знать наши планы». Вероятно, это и есть тот самый бизнес-план, которого у основателя самой успешной интернет-компании мира якобы никогда не было.

ЖИЗНЬ ЗА КАДРОМ

Работать в Google считается весьма престижным. Аспиранты Сергей Брин и Ларри Пейдж так и не получили докторских степеней от Стэнфордского университета, однако в свою компанию предпочитают нанимать именно докторов технических наук. Сегодня они совмещают должности президентов компании, а генеральным директором Google является Эрик Шмидт.

0330

Комфорт же внутри компании вообще стал притчей во языцех. Сотрудникам разрешено по субботам играть в хоккей на роликах прямо на автостоянке компании. Готовить завтраки и обеды в корпоративном кафетерии приглашают известных и очень дорогих поваров. В офисе всегда доступен горячий кофе и множество напитков в холодильниках. Бесплатно. Кстати, эту традицию Google заимствовала у Microsoft. Еще в компании трудятся несколько массажистов для персонала. На работу разрешено приводить домашних питомцев — там можно встретить буквально всю живность: от собак и кошек до тараканов и ручных крыс. Венчает этот «социальный пакет» привилегия — 20% рабочего времени заниматься чем угодно: хоть собственный сайт рисуй, хоть книжки читай.

Сергей Брин сам проводит собеседование с претендентами на ту или иную вакантную должность в его компании. Вот как описывает собеседование при приеме на работу в корпорацию Google ее бывший директор по маркетингу и бренд-менеджменту Даг Эдвардс: «Когда Сергей появился, на нем были спортивные шорты, футболка и роликовые коньки. Он пробежал глазами мое резюме и засыпал вопросами. Какими видами маркетинга я занимался? Какие способы измерения использовались для оценки эффективности? Какие виды вирусного маркетинга мне известны? Я уверенно отвечал вплоть до последнего вопроса: «А какой у вас средний балл в школьном аттестате?» Тут я просто вытаращился на него: о своем среднем балле я не думал с тех пор, как окончил школу». Это классическая ситуация для Google. Компания тщательно проверяет школьные и университетские оценки претендентов на работу. Для нее баллы по английскому и математике — показатель интеллектуального потенциала, а средний школьный балл — критерий способности реализовать этот потенциал.

Но самый сложный вопрос Брин приберег напоследок. По словам Эдвардса, это и был главный тест. «Я дам вам пять минут. Когда вернусь, вы мне объясните нечто сложное, чего я еще не знаю», — сказал руководитель Google и уехал на своих роликах. Растерявшемуся соискателю подсказали, что это может быть все что угодно — рассказ о хобби, профессиональной проблеме или любом новшестве — лишь бы вы сами в этом хорошо разбирались. «Позже я узнал, что Сергей почти каждого просит сделать такое, — вспоминает экс-гугловец. — Идея в том, что даже если кандидат не подошел, работодатель не впустую потратил время — что-то новое для себя узнал».

Впрочем, мальчишество Брина — это лишь небольшой фрагмент его бизнес-портрета. Порой он может казаться не по годам серьезным. Эдаким занудливым стариканом-моралистом. Но вот искрометного юмора и самоиронии у него не занимать. Возможно, это отчасти может объяснить его аскетичный, по американским меркам, образ жизни. Занимая 13 место в списке самых богатых людей Америки с состоянием в 14 миллиардов долларов, Сергей живет в довольно-таки скромной трехкомнатной квартире, а на работу ездит на автомобиле марки Toyota. Похоже, что финансовый статус его совершенно не волнует. Вот лишь одна примечательная цитата из Брина: «Совершенно очевидно, что каждый человек хочет добиться успеха, но я хочу, чтобы меня вспоминали как новатора, человека нравственного, заслуживавшего доверия и, в конечном счете, привнесшего в этот мир значительные перемены».