Деньги и Вклады
Бизнес и Идеи
Компании и Люди
Опыт и Советы
Отдых и Туризм
Статус и Стиль
Главная » Компании и Люди » Форд: Бизнес №1

Форд: Бизнес №1

Генри Форд…Однажды читатели газеты «Saturday Evening Post» были крайне удивлены, когда, открыв периодическое издание, увидели на двух его страницах черно-белое рекламное объявление без единой иллюстрации, сплошь состоящее из текста. Еще больше они удивились, когда обнаружили, что это не что иное, как реклама автомобиля, подробно повествующая о том, как была изобретена рекламируемая марка автомобиля, о финансовом положении компании, здесь также были перечислены все ее 28 фабрик, сборочных заводов и филиалов. В то время реклама автомобилей основывалась на фотографиях, слов в ней, как правило, присутствовало минимум. Поступить с точностью «до наоборот» было не просто эксцентричным — рискованным. Но податель данной рекламы настаивал. Каково же было удивление его конкурентов, когда выяснилось, что это рекламное объявление «продало» больше, чем любое другое за всю историю автомобильной рекламы.

Изобретателя оригинального рекламного хода звали Генри Форд. Через несколько десятилетий ему присвоят титул «Автомобильного короля» Америки, а бизнес, созданный им, будет признан как самый успешный в XX столетии. Бизнес №1.

ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ…

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в Дирборне, штат Мичиган. В это время США переживали, пожалуй, самый трагический и романтичный период — шла гражданская война между Севером и Югом — событие, которое определило многое, если не все в дальнейшей истории Штатов.

Родители Генри Форда держали ферму и, скорее всего, предполагали, что сын тоже станет фермером. Однако сферу профессиональных интересов — механика и инженерное дело — юный Форд определил для себя довольно рано. И то, и другое он изучал самостоятельно, а практикой стала для него работа учеником машиниста в Детройте, которую он сумел заполучить в 16 лет. Дополнительный заработок в эти же годы давал ему ремонт часов. (Впоследствии это занятие превратилось для него в любимое хобби на всю жизнь).

Когда Форд посчитал, что период ученичества закончен, стал заниматься установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах. Через некоторое время он заинтересовался двигателями внутреннего сгорания и возможностями самоходных средств транспорта. Этапный момент биографии наступил в 1893 году, когда тридцатилетний Форд сконструировал свой первый одноцилиндровый двигатель, работавший на бензине. Еще через три года, в 1896-м, он построил свой первый автомобиль — легкую повозку с одноцилиндровым двигателем. А еще через три уволился с должности главного инженера Электрической компании Томаса Эдисона, создателя электрической лампочки, чтобы полностью посвятить себя созданию собственной автомобильной компании в Детройте.

ГОНКИ ЗА УДАЧЕЙ

Начало было сложным: новосозданная Детройтская автомобильная компания обанкротилась через два года и, дабы поправить дела и завоевать репутацию для своих автомобилей, Генри Форд решил принимать участие в автогонках. Верно говорят: талантливый человек талантлив во всем. Через два года Америка восхищалась успешным и популярным автогонщиком Генри Фордом. Однако и инженер Генри Форд не оставлял свою мечту. Прошло еще два года и при поддержке группы финансистов он открывает наконец корпорацию «Ford Motor Company». Уставной капитал корпорации составлял 150 тысяч долларов, из них наличными Форду удалось получить только 28 тысяч. Тем не менее, первый автомобиль компании был выпущен уже спустя месяц.

Несмотря на все сложности, Форд верил в свою звезду — ведь он не просто открывал очередной автомобильный бизнес, у него была идея создать автомобиль для миллионов, доступный для любого, независимо от рода его деятельности. В то время это считалось полным безумием. Автомобили стоили очень дорого и на них смотрели как на роскошь, но ни в коем случае не как на средство передвижения. Даже средний класс не мог его себе позволить, не говоря уже о рабочих. Финансовым партнерам Форда его намерение показалось авантюрой. Разногласия закончились тем, что держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду. В результате тот стал обладателем контрольного пакета и президентом компании. Теперь, когда ему никто не мешал, Генри Форд приступил к созданию автомобиля своей мечты.

ФордАвтомобиль получил название «Модель Т» — большая черная машина с двигателем мощностью в 20 лошадиных сил. Острословы окрестили ее «Жестянкой Лизи», но, несмотря на насмешливое прозвище, успех новой модели превзошел все ожидания. Постоянно расширяющиеся предприятия Форда не справлялись с заказами, а в первый год было продано более 10 тысяч машин, что побило все рекорды автомобильной промышленности того времени.

Успех скрывался в цене. Тогда, в 1908-1910 годах большинство автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов, а стоимость автомобилей класса «люкс» доходила до 2500 долларов (при том что работающий получал в среднем 100 долларов в месяц). «Модель Т» выглядела вполне прилично и стоила всего 825-850 долларов, то есть чуть ли не вполовину дешевле среднего автомобиля и почти на треть ниже стоимости самого дешевого. Таким образом, впервые даже человек, работающий на заводе и фабрике по 40 часов в неделю, получил возможность купить новый автомобиль.

К 1914 году число проданных автомобилей модели «Т» достигло четверти миллиона. Это около 50% всего автомобильного рынка США тех лет. К 1927 году, когда «Модель Т» была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии достигло 15-ти миллионов. За всю историю мировой автомобильной промышленности больше было продано только знаменитых «жуков» немецкой корпорации «Фольксваген».

41bee4f69d6d05e3567606b11af8dc63Дешевизна нового автомобипя обеспечивапась главным образом образом благодаря конвейерной сборке, впервые примененной для создания такой сложной продукции, как автомобиль. Конвейер, кстати, не был изобретением Генри Форда — за 6 лет до Форда некий Рэнсом Олдс в производстве использовал движущиеся тележки, а ленточные транспортеры уже применялись и на зерновых элеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Форд всего-навсего оценил возможности конвейера и понял, что для реализации его идеи — создания массового дешевого автомобиля — это оптимальный вариант.

Относительная простота работы у конвейера (каждый из рабочих осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений, для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации), а также ориентация на выпуск всего одной модели позволили Форду стандартизировать комплектующие (до этого детали производились для каждого конкретного автомобиля отдельно, и на сборку каждого экземпляра уходило довольно много времени) и наладить поточный выпуск автомобилей, постоянно снижая их себестоимость. Еще одна составляющая успеха Генри Форда — широкая реклама по стране. Ее масштабы были таковы что потребителям наверняка начинало казаться, что других автомобилей, кроме «Модели Т», не существует. Также Форд впервые создал дилерскую сеть, осуществлявшую продажу по всей стране. В 1913-1914 годах у Форда насчитывалось 7 тысяч таких дилеров, не только продававших, но и ремонтировавших «Модель Т». Но это было еще не все.

ГЕНРИ ФОРД, ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ

5 января 1914 года газеты объявили: «Генри Форд ошеломил мир бизнеса заявлением, что он гарантирует рабочим своих заводов минимум 5 долларов в день и готов поделиться с ними частью прошлогоднего дохода компании в 10 миллионов долларов. Автомобильный магнат сообщил также, что заводы корпорации начинают работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов каждая вместо работы в 2 смены по 9 часов. Это нововведение позволит обеспечить работой еще несколько тысяч человек».

Заявление и впрямь выглядело ошеломляющим. Но «блажью» (как его прозвали коллеги по бизнесу) оно выглядело только на первый взгляд. Генри Форд был трезво мыслящим бизнесменом и прекрасно понимал: как бы ни было механизировано производство, его главной движущей силой остаются люди, которым, как известно, нужен стимул. И им вполне может стать хорошая зарплата, в два раза большая, чем на конкурирующих предприятиях. К примеру, в «General Motors» платили по 2,5 доллара — это считалось максимальной величиной. (Между прочим, эта идея Форда пережила своего создателя: работникам, так называемым «синим воротничкам» в США сейчас платят от 8 до 10 долларов в час). В результате Генри Форд не просто решил проблему нехватки рабочих рук — работа на заводах Форда стала желанной для миллионов американцев. С другой стороны, высокая зарплата привела к тому, что рабочие стали копить деньги, чтобы купить «свой» автомобиль. Гениальный ход — создать не спрос на автомобили, а условия для спроса.

ФордЧто же касается стремления «поделиться прибылью», то оно реализовалось в решении Форда сделать своих рабочих совладельцами предприятий. С этой целью были выпущены (и выпускаются до сих пор) акции. Таким образом, и рабочие могли получать свою долю от того, что зарабатывала компания. Последствия такого нововведения просчитать несложно.
Предпринятые шаги выглядели не просто шокирующими — в то время они были настоящей революцией. В одном из заявлений компании 1914 года, когда только появился план, предусматривающий минимальную зарплату в 5 долларов и перераспределение части прибыли в пользу рабочих, говорилось: «Мы верим, что социальная справедливость начинается с собственного дома. Мы хотим, чтобы те, кто помог нам создать нашу компанию и кто способствует ее дальнейшему процветанию, делили бы с нами ее богатства».

А что же итог? Автомобили заводов Форда заполонили рынок, вытесняя марки других фирм. Предприятия Форда стали работать с колоссальной прибылью.

Однако у таких благ была и обратная сторона. Абсолютно убежденный в том, что он должен быть «отцом родным» для своих рабочих едва ли не в прямом смысле этого слова, Генри Форд считал, что имеет право не только на поощрения, но и на наказания. И если было замечено, что рабочий вместо того, чтобы нести деньги в семью, пропивает зарплату в ближайшем баре, его увольняли. Ну, а те, кто соответствовал установленным Фордом нормам поведения, увольнению не подлежали. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до Великой депрессии.

В те годы позиции Генри Форда в корпорации были настолько крепки и бесспорны, что он считал для себя возможным единолично принимать любые решения. Такой диктат принимал порой совершенно невероятные формы. К примеру, в 1920 году Форд провел реконструкцию на своих автомобильных заводах в городах Ривер-Руж и Дирборн (США). «Бездельников» из здания управления перевели в цеха. «Большое здание для управления, может быть, иногда и необходимо, но при виде его просыпается подозрение, что здесь имеется избыток администрации», — заявил он при этом. Все служащие, не согласные вернуться к станку, были уволены. Форд вообще крайне негативно относился к любому виду администрирования. Искусство управления он просто презирал, даже придумал девиз: «Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации». В кабинете он проводил времени меньше, чем в цехе. Финансовые бумажки раздражали его. Он ненавидел банкиров и признавал только наличные деньги. Финансистов он называл спекулянтами, ворами, вредителями и даже грабителями, акционеров — тунеядцами. Убежденный в том, что только работа в состоянии создавать ценности, Форд не поощрял дружеских взаимоотношений, опасаясь, что люди начнут покрывать ошибки товарищей, ввел казарменную дисциплину на предприятиях, насаждал среди рабочих систему шпионажа и запрещает на своих предприятиях деятельность профсоюзов.

Но, каким бы всесильным не считал себя Форд, остановить время и ему было не под силу. И даже самым всесильным не стоит забывать: то, что может быть вполне приемлемым для одной ситуации, в другой оказывается губительным.

Меж тем ситуация менялась. Стремительно и необратимо. Например, в условиях послевоенной депрессии покупатели предпочитали приобретать автомобили, даже такие недорогие, как «Модель Т», уже не за наличные деньги, а в рассрочку. Но Генри Форд и слышать не хотел о торговле в кредит. Первоначальный спрос на автомобили был удовлетворен, и потребитель начал приглядываться к другим маркам, оценивая «железного друга» с точки зрения мощности двигателя, изящности форм, комфорта, большей податливости в управлении. Перемены в настроении покупателей уловила и приняла к сведению «General Motors», главный конкурент «Ford Motor Company». Ее «шевроле», «понтиаки», «олдсмобили», «бьюики», «кадиллаки» вызывали огромный интерес у потребителей. Форду нечего было противопоставить этому разнообразию.

ФордВесной 1927 года в прессе появилось сообщение о том, что Генри Форд в ближайшем будущем собирается заменить «Модель Т», все более теряющую популярность, новым, более совершенным автомобилем. Такой автомобиль — «Модель A» — действительно появился в январе следующего года. Он имел ряд нововведений, делавших его значительно комфортнее и красивее, чем предшественник. Однако хотя «Модель А» понравилась и покупателям, и дилерам, прежние позиции Форда как безоговорочного лидера автомобильной промышленности восстановить уже не удалось. Популярность автомобилей Форда продолжала падать, и к 1940 году на долю корпорации приходилось уже менее 20% внутриамериканского рынка.

В 1945 году Генри Форд ушел с поста президента своей корпорации и 7 апреля 1947 года скончался в Дирборне в возрасте 83-х лет.

КОРОЛЬ УМЕР. ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

Тридцатые-сороковые годы были довольно сложным периодом для «Ford Motor Company», несмотря на то, что компания открыла несколько филиалов за границей. Великая депрессия снижает продажи автомобилей. Вдвое падает заработная плата. Помимо этого компания пожинает плоды авторитарного правления старика Форда. Несмотря на несколько по-настоящему примечательных достижений (запуск V-образного восьми цилиндрового двигателя, открытие новой линии автомобилей «Меркьюри»), в делах начинает ощущаться упадок. Компанией номинально управляет Эрдсель Форд, но его авторитет и деловая хватка несравнимы с отцовскими. Несколько поправили дела военные заказы во время второй мировой войны. Однако новую жизнь в «Ford Motor Company», вдохнул Генри Форд II, возглавившый компанию в 1945 году.

Форд-младший реорганизует систему набора персонала, применяет для разработки стратегии фирмы известные ему с войны методы «мозгового штурма», приглашает группу системных аналитиков. В результате реорганизации увеличивается продажи автомобилей и, соответственно, прибыль компании, строятся новые заводы, открываются два огромных испытательных полигона и инженерно-исследовательские лаборатории. Появляются новые модели: ставшие ныне классикой Thunderbird и любимец американцев Мustаng, спортивная Escort Тwin Cam, сразу же продемонстрировавшая характер машины-победителя, выиграв несколько престижных гонок; специально созданная для европейцев Fогd Таunus/Согtinа, а также целые семейства грузовиков, внедорожников, разнообразная сельскохозяйственная техника. Покупка компании «Ягуар» в 1990 г. еще более увеличивает гамму фордовских моделей, а через год для выпуска многоцелевого автомобиля Fогd Galaxy создано совместное предприятие с немецкой корпорацией Volkswagen. Всего же на сегодняшний день компания производит и продает более семидесяти моделей машин по всему миру.

В отличие от былых времен «Fоrd Motor Company» всегда открыта для новаций. В этом смысле особо примечателен тот факт, что компания, бывшая первой в введении конвейера, первой же и отказалась от него, чтобы дать возможность современным рабочим проявить в своей работе больше самостоятельного творчества.

Ныне по объемам автомобильных продаж компания является лидером за пределами Северной Америки и занимает почетное второе место в «большой тройке» американского автомобильного бизнеса.

Штаб-квартира «Ford Motor Company» находится в Диборне (штат Мичиган), недалеко от которого была когда-то ферма родителей Генри Форда.

ford mustang