Деньги и Вклады
Бизнес и Идеи
Компании и Люди
Опыт и Советы
Отдых и Туризм
Статус и Стиль
Главная » Бизнес и Идеи » Бизнес-спекуляции

Бизнес-спекуляции

Бизнес-спекуляцииКак правило, к «срочной» продаже прибегают владельцы компаний, которые по каким-то причинам не могут больше заниматься предпринимательской деятельностью. Например меняют место жительства или срочно нуждаются в свободных денежных средствах.

Понятно, что если фирму требуется срочно продать, то на нее устанавливается низкая стартовая цена. Покупатель на бизнес находится очень быстро. А затем он снова выставляет его на продажу — но уже по рыночной цене, за счет чего и получает свою прибыль.

Правда, финансовые возможности брокерских компаний ограничены: они редко выкупают больше трех-пяти предприятий в год. Причем предпочтение отдается недорогим фирмам, которые стоят меньше 100 тыс. долларов.

Кроме того, бизнес-брокеры обычно предпочитают не растрачивать свои силы на управление новым объектом. Поэтому они стремятся выкупать бизнес совместно с партнерами — крупными компаниями или частными инвесторами.

Вообще, инвестиции в непрофильный бизнес с целью его последующей продажи — обычная практика для крупного российского бизнеса. Именно с этой целью металлурги приобретают магазины, нефтяники — издательства и т. д. Но при этом даже самые солидные компании предпочитают не рисковать суммами, превышающими 1,5 млн. долл. Наиболее типичны для них сделки, в ходе которых предприятие покупается за 450 тыс. долларов и перепродается за 650. Правда, эти суммы зафиксированы только в ходе открытых сделок. А о масштабах закрытых операций с готовым бизнесом, доля которых доходит на рынке до 50%, можно только догадываться.

Что касается частных лиц, зарабатывающих на перепродаже бизнеса, то это, как правило, состоятельные профессиональные управленцы. Такие инвесторы отдают предпочтение убыточным предприятиям, продающимся по бросовой цене. Зато позже, при грамотном управлении, они становятся рентабельными и, естественно, дорожают. Средний частный инвестор вкладывает в среднем 200 тысяч долларов. Хотя иногда совершаются и более крупные сделки.

СТРАТЕГИЯ СПЕКУЛЯНТОВ

Инвесторы, получающие доход от перепродажи предприятий, используют четыре основные модели.

Распродажа бизнеса по частям. Речь идет не о схеме, по которой работал герой голливудской «Красотки». Российские малые и средние предприятия, практически невозможно разделить на мелкие бизнес-единицы, каждая из которых обладала бы собственной ценностью. Однако существует возможность распродажи активов купленной компании. Причем продажа всего комплекса материальных и нематериальных активов происходит редко, наибольший доход приносит какой-то один из них — самый значимый. Чаще всего — земельный участок, занимаемый предприятием, особенно если он находится в черте большого города. К таким компаниям проявляют повышенный интерес девелоперы. После смены собственника они нередко переезжают за городскую черту или же вовсе прекращают свое существование. Зато на земельном участке, входившем в состав прежнего бизнеса, возводятся торговые центры и прочие объекты недвижимости, пользующиеся повышенным спросом.

Значительно реже перепродаются нематериальные активы бизнеса — торговые марки, рецептура тех или иных видов продукции, ноу-хау.

Восстановление и продажа бизнеса. Сегодня на продажу выставляется немало производственных компаний, которые приостановили свою деятельность или находятся в стадии банкротства. Новый владелец такого предприятия может внедрить на нем новые технологии, найти новых клиентов и благодаря этому сделать бизнес более доходным.

В последнее время наиболее популярны у инвесторов заводы по производству стройматериалов. Это связано с тем, что объемы строительства растут, а во всех регионах можно найти массу предприятий-банкротов такого типа. Главный критерий эффективности инвестиций в покупку предприятия-банкрота — срок их окупаемости. Он должен быть не более двух лет. Если же расчеты показывают, что на возвращение вложенного капитала понадобится больше времени, то сделка не совершается.

Важно позаботиться и о легитимности покупки. Если завод приобретается за цену, которая гораздо ниже балансовой стоимости его активов, вполне вероятен конфликт с властями. Поэтому, прежде чем ударить по рукам, инвестору следует позаботиться о получении официального оценочного заключения. Оно позволит заплатить за компанию реальную цену и убедит представителей государства в том, что сделка совершается честно.

Покупка и перепродажа действующих предприятий. Сегодня эта спекулятивная модель — самая распространенная на рынке готового бизнеса. Чаще всего при перепродаже небольших компаний инвесторы зарабатывают на сезонных колебаниях цен. Например, аптеки стоят дороже зимой, когда у населения увеличивается потребность в лекарствах, и дешевле летом, когда продажи этих фирм падают. А с турагентствами все наоборот: в сезон летних отпусков спрос на них повышается, а зимой понижается. Поэтому турфирму, купленную зимой, летом можно продать на 30-50% дороже.

Еще выгоднее покупать интенсивно растущие компании: их стоимость будет увеличиваться даже при незначительных вложениях. Но для оценки перспектив таких предприятий недостаточно ориентироваться на показатели отдельно взятой компании. Нужно учитывать и темпы развития отрасли, в которой она работает, и динамику развития смежных отраслей экономики. Оптимальный вариант — это когда рост отмечается по всем трем направлениям (бизнес самой компании, профильная отрасль и смежная отрасль).

Планируя покупку бизнеса с целью перепродажи, важно проанализировать, обладает ли он всеми характеристиками, важными для потенциального покупателя. Чтобы сделка купли-перепродажи была прибыльной, необходимо изначально оценить состояние всех активов бизнеса и дать прогноз — как они изменятся к моменту продажи.

Самым известным бизнес-спекулянтом считается Джордж Сорос. Он заработал свое состояние с помощью игр на понижение, в ходе которых использовал свою «теорию рефлексивности фондовых рынков». Согласно этой теории, решения о покупках и продажах ценных бумаг принимаются на основе ожиданий цен в будущем, а поскольку ожидания — категория психологическая, она может быть обьектом информационного воздействия. Атака на валюту какой-либо страны состоит из последовательных информационных ударов через СМИ и аналитические издания, сочетающихся с реальными действами валютных спекулянтов, расшатывающих финансовый рынок.