Деньги и Вклады
Бизнес и Идеи
Компании и Люди
Опыт и Советы
Отдых и Туризм
Статус и Стиль
Главная » Опыт и Советы » Карьерист. Раз ступенька, два ступенька…

Карьерист. Раз ступенька, два ступенька…

Почему мы так не любим слово «карьерист»? Даже несмотря на то, что зачастую, после того как кого-то из нас так называют, сказавший это снисходительно добавляет: «в хорошем смысле этого слова». Однако подтекст у этого слова всегда один: пойдет по трупам, но своего добьется. Насколько это хорошо? А с другой стороны, что в этом плохого? Отвечу просто: ничего. Прежде всего потому, что нет ничего плохого в том, что человек, во-первых, четко для себя сформулировал цель, а во-вторых, идет к ней, не обращая внимания на препятствия.

Если абстрагироваться от определенных личностей и не делать никаких привязок, то получится, что карьеризм — это определенный набор качеств и действий, которые не присущи человеку в обычном его поведении. Например, для среднестатистического человека очень важно мнение окружающих, а карьериста это, по большому счету, мало волнует, ему даже безразлично мнение старших товарищей. Карьерист исходит из того, что всем угодить трудно, а вот попасть в зависимость от мнения других можно, и вот там-то можно и пропасть.

Карьеристы не склонны миндальничать, и в работе у них на первом месте разумное действие, а не реакция под влиянием эмоций. Человек с качествами карьериста сдержан в любой ситуации. Все мы знаем, что решение, родившееся сгоряча, никогда не бывает верным.

Карьерист — это неисправимый оптимист, он всегда считает, что у него все хорошо. Но не думайте, что у него не бывает тяжелых дней, еще как бывают! Но его так просто не сломаешь. Подобные люди будут сражаться не только за свою должность, но и за каждый пролет карьерной лестницы. Даже в безвыходной ситуации они всегда найдут выход.

Есть очень хорошее выражение: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» Ошибки для того и существуют, чтобы на них учиться. Карьерист же на своих ошибках учится, а на чужих делает карьеру!

Советы карьеристу

Стремление быть успешным в глазах своего окружения потребует умения соответствовать корпоративным стандартам, принятым в организации. Это касается и требований к внешнему виду, и к нормам деловой коммуникации. Конечно, можно возразить, что профессиональные навыки важнее того, как человек выглядит и себя ведет. Однако, если присмотреться, можно заметить, что высокие посты часто занимают люди с куда более скромными способностями, чем ваши. Например, если в компании принят так называемый офисный стиль, который предполагает строгие костюмы, а вы, являясь высококлассным специалистом, никак не можете отказать себе в удовольствии носить любимые потертые джинсы, конечно, ваше чудачество будут прощать, но это отнюдь не будет способствовать вашей стремительной карьере. Существуют определенные стереотипы восприятия относительно того, как должен выглядеть тот или иной специалист, особенно если ему часто приходится общаться с клиентами. Партнеры и клиенты в первую очередь склонны видеть прямую связь между внешним видом представителя компании и качеством ее работы. Так что трехдневная щетина на вашем лице подсознательно вызывет у людей опасение, что и своими обязанностями, связанными с выполнением контракта, вы будете заниматься с такой же завидной регулярностью, как и бритьем.

Если сделать карьеру вы планируете внутри своей организации, вначале трезво оцените шансы. В молодой, динамично развивающейся компании совершить крутой подъем по карьерной лестнице гораздо проще, нежели занять место руководителя торгового отдела в консервативной организации. Представьте: в отделе работает два десятка сотрудников, а начальник у них один, и он вряд ли собирается сдавать свои позиции. Такая карьера называется вертикальной, и сделать ее в компании с пирамидальной структурой управления маловероятно. Существует и иной способ — перейти в другой отдел на более интересную и высокооплачиваемую работу (горизонтальная карьера). Возможно, в другом отделе повысить свой статус окажется проще. Но смена обязанностей потребует от вас большого напряжения. Решились на такой шаг, не пренебрегайте несколькими простыми советами.

Старайтесь расширять свой профессиональный кругозор. Дайте понять окружающим, что вы в состоянии выполнять, например, более творческую работу. Постарайтесь проанализировать, какой именно человек нужен вашему боссу на вакантном месте. Например, вы можете со всем рвением доказывать, как существенно снизить издержки в том или ином проекте, а начальник отчаянно пытается найти человека с нестандартным творческим мышлением, который внесет в проект свежую идею.

Карьеристу надо больше внимания уделять публичной деятельности и активно участвовать на собраниях и конференциях, где на него обратят внимание. Однако не переусердствуйте. Часто, когда в компании открывается та или иная интересная вакансия, среди сотрудников начинается борьба за место под солнцем. Хватит ли у вас бойцовских и дипломатических качеств? Ведь ваша цель — не только выиграть бой, но и сохранить корректные отношения с сослуживцами, от поддержки которых во многом зависит, насколько долго вы удержитесь в вожделенном кресле. Начинайте вербовать себе союзников заранее, именно они потом составят костяк команды, на которую вы сможете опираться. Даже самые удачные идеи могут провалиться из-за саботажа коллектива, уверенного, что это место занято вами не по праву.

Не старайтесь быть незаметным, иначе вас никогда не повысят. Хвалите себя, если есть за что. Рассказывайте о своих успехах. Подробная информация не запоминается, а имидж успешности остается.

Не радуйтесь слишком сильно, если начальство вас хвалит. Может, вас просто хотят поддержать как нового, неопытного сотрудника. Если начальник по-дружески похлопал вас по плечу, не забывайте, что плечо находится не так далеко от места, по которому вам дадут при первой же ошибке.

Помните, что нет неисполнимых поручений, есть непростые пути достижения цели. Если вам дают заведомо невыполнимые задания, поставьте для их выполнения заведомо невыполнимые условия. Например, начальник приказывает вам увеличить продажу памперсов на сто процентов. Вы же не станете ему объяснять, что для этого надо как минимум вдвое поднять рождаемость в стране. «Хорошо, — отвечаете вы, — как только мы договоримся о новых тарифах с таможней и соберем необходимое число заявок у магазинов, мы закупим за границей дополнительную партию памперсов». И спокойно ждите, пока таможня и магазины дадут «добро».

Искать себе полезное дело лучше самому и заранее. Иначе на вас навалят дополнительные задания, под весом которых вы не сможете дышать.

Если вы хороший работник, вам поручат ответственную работу и будут платить хорошую зарплату. Если вы слишком хороший работник, вас, возможно, уволят. Не щеголяйте своей эрудицией, если ваш шеф этой самой эрудицией не блещет. Никогда не удивляйтесь, что он не знает элементарных вещей. Забудьте фразу «как, вы не знаете?» Замените ее на «разве вы не слышали?»

Как говорил мудрец, все самое плохое с нами уже произошло. Не принимайте неприятности близко к сердцу. «Съешьте утром жабу на завтрак», и ничего хуже в этот день с вами уже не случится.

И, наверное, самое важное: смена статуса потребует существенной корректировки профессионального имиджа. Заранее продумайте стратегию отношений с вашими бывшими коллегами, которые теперь стали подчиненными. Откажитесь от панибратства, но и не изображайте из себя строгого босса — рискуете прослыть выскочкой. «Не попробуешь — не узнаешь», — так гласит старинная народная мудрость. И поэтому наиболее верный способ сделать карьеру — все-таки, трезво взвесив все за и против, рискнуть…

Статьи по теме: деловая речь.